Песчаная дорога в лесу

Рассказ (по изданию Ю.Семенов. Собрание сочинений, т.17. М.: ЭГСИ. 1997.)

Разморенные жарой сосны поили воздух терпким ароматом хвои. Песчаная дорога была перехвачена корнями. Переплетшиеся между собой, они напоминали лапы восточного дракона.

Экипаж резко встряхивало на корнях, потом колеса снова погружались в мягкий теплый песок. Художник улыбнулся, подумал о Врубеле. Вот для кого это — кошмар в радостной жизни летнего полдня.

До маленькой, затерявшейся в лесах усадьбы доктора Зененко оставалось несколько верст.

Колесо сломалось внезапно — когда переезжали через корень, треснул обод. Лошади стали. Возница почесал в затылке и, обойдя экипаж, покачал головой. Потом, вспомнив что-то, сказал:

 Обождите, барин, я мигом. Тут Антипа недалеко живет. Кузнец.

 Что же кузнецу в лесу делать?

 А кто его разберет? Чудной.

Возница вернулся с высоким жилистым мужиком. Они вместе сняли колесо, и кузнец, взвалив его на плечи, двинулся к себе, высоко поднимая длинные ноги и твердо ставя их в рыхлый песок.

Пассажир вылез из экипажа. Он достал из дорожной сумки маленький пейзаж, написанный на фанере. Тропинка сада. Вся в зелени. В яркой, весенней и потому чересчур веселой.

Человек присел на корточки и взял в руки горсть песка. Понюхал. У него в последние годы это вошло в привычку: он уверял, что каждый цвет в природе имеет свой запах. Потом он достал краски и начал писать маслом — на обратной стороне дощечки.

Белое небо. Тугая зелень хвои. Светло-желтый песок. Сначала художник написал и переплетшиеся, сильные, зловещие корни. Но, подумав, убрал их.

Кузнец вернулся через час и начал вместе с возницей прилаживать колесо.

 Ты, сказывают, лесной человек? — спросил его художник.

Кузнец промолчал.

 Так ли?

 А что?

 Ничего, интересуюсь...

 Все, — сказал, не отвечая художнику, Антип вознице, поднимаясь с коленей, — доедешь. Теперь напрочно.

Он повернулся, чтобы уйти, но увидал в руках художника незаконченный этюд.

Безбровое лицо Антипа окаменело. Он протянул руку, и художник передал ему дощечку, на которой была написана песчаная дорога в лесу. Утерев свободной рукой пот со лба, Антип прищурил глаза — точно так, как это делают живописцы, когда смотрят картину.

Он долго рассматривал пейзаж, а потом так же обстоятельно оглядел дорогу, лес, небо.

 А корней почему нет? Корни ж вот они...— сказал Антип. — Нешто можно, чтобы они были — и нету?

Потом Антип перевернул дощечку и начал разглядывать обратную сторону.

 Тут-то небось все есть?

 Все.

 А эта все ж лучше,— сказал Антип, снова перевертывая дощечку,— наши места лесные. Только вот корней нет, к жалости.

Художник попросил у него пейзаж и на мягкой желтизне песка сделал кистью несколько точных узловатых мазков.

 Так? — спросил он.— Теперь так?

Антип помолчал, вглядываясь, а потом недоверчиво, осторожно улыбнулся:

 Вот теперь так.

 Это мой тебе подарок,— сказал художник.

Антип опустил глаза и затоптался на месте. Тогда художник полез в карман и, достав несколько монет, протянул их кузнецу. Тот отрицательно покачал головой и, не попрощавшись, пошел к лесу. Пройдя шагов десять, он обернулся и сказал:

 А за картину премного благодарны.

...Спустя много лет этот этюд, висевший в избе сына кузнеца, купил заезжий помещик Федулов за один рубль серебром. Разглядывая покупку, он обнаружил с другой стороны яркий весенний пейзаж.

«Дикари,— подумал Федулов,— истинные дикари. Картину и ту наоборот смотрят».

Он заказал в Нижнем Новгороде золоченый багет и повесил картину в своем кабинете. Смеясь, он рассказывал друзьям о том, как случайно нашел настоящего Шишкина.

 И заметьте, какой-то незаконченный набросок с соснами они смотрели, а настоящего мастера русского,— в этом месте у Федулова всегда начинал звенеть голос,— настоящего мастера русского повернули лицом к бревнам деревенской избы.

Я нашел эту картину в фондах Горьковского краеведческого музея. «Песчаная дорога в лесу» Шишкина считалась обратной стороной и была заколочена планочками.